Волынь снова рассорила Украину и Польшу
Польский парламент может официально назвать Волынскую резню геноцидом, что неприемлемо для Киева
19 июля польский сейм рассматривает резолюцию о признании 11 июля Днем памяти жертв Волынской резни, или, как ее называют в Польше, Волынской трагедии, а события 1943 года может официально объявить геноцидом. Документ уже принят польским сенатом, и в случае если сейм одобрит его, попадет на подпись к президенту Анджею Дуде, после чего получит статус закона.
Украина уже отреагировала крайне нервозно. Дело в том, что решение сената стало ложкой дегтя в визите украинского президента Петра Порошенко, приуроченном к саммиту НАТО 8-9 июля в Варшаве. Украина уже заявила об отказе в одностороннем порядке от участия в Парламентской ассамблее Украина-Польша, которая должна была состояться в эти дни во Львове, и внесла в Раду ответную резолюцию с обращением к польским депутатам.
Вполне вероятно, что сейм завтра не примет документ или же он застрянет уже на президентском столе, поскольку для нынешней Польши, с одной стороны, отношения с Украиной носят ключевой характер. С другой - активное возвеличивание убийц из ОУН-УПА в геройский статус, присвоение улицам имен Бандеры, Шухевича и других радикалов, воевавших совместно с нацистской Германией и замешанных в геноциде поляков, евреев и русских(а также и тех украинцев, которые не поддерживали националистов). Буквально накануне голосования Московский проспект в Киеве был переименован в честь Степана Бандеры, и надо полагать, поляки расценили это как враждебный жест, почти издевательство - ведь это произошло 7 июля, в дни, когда 73 года назад Волынская трагедия готовилась развернуться во всем своем ужасающем масштабе. И если Россию, возмущенную героизацией бандеровцев, мировое сообщество деликатно игнорирует, то Польша, которой наступили на самую больную мозоль, будет кричать на всю Европу, и этот крик вряд ли останется незамеченным. Игнорирование решения Польши о придании Волынской трагедии официального статуса геноцида нанесло бы серьезный удар мифу о "европейской семье государств" и прочим постулатам о единстве внутренней геополитической позиции.
В 1943 году Роман Шухевич провел III конференцию ОУН об "активизации деятельности и начале вооруженной борьбы", где было принято решение о выселении поляков с Западной Украины. Таким образом Украина "боролась за независимость", и как видим, методы практически не изменились с тех пор. Почти 500 тысяч польских поселенцев вынуждены были бежать, а тех, кто не успел покинуть свои дома, вырезали от мала до велика, включая грудных детей. Протоколы допросов, время от времени публикуемые архивами, хранят жуткие подробности зверств, которым подвергали поляков и представителей любых других национальностей, попадавшихся под руку бандеровцам. Тем, кого расстреляли, "повезло" больше остальных, которых для экономии патронов рубили топорами, кололи штыками, сбрасывали в колодцы и сжигали живьем целыми селами.
Массовые захоронения в местах трагедии до сих пор не до конца изучены, и чем меньше остается живых свидетелей и участников тех событий, тем меньше надежды, что их истории придадут огласке и задокументируют, останки перезахоронят, а память достойно увековечат. Сегодня в некоторых местах братских могил нет даже памятных знаков, выделяющих их из окружающего ландшафта.
Украинская сторона всегда говорила о недопустимости термина "геноцид" и на Волынь традиционно отвечала "Вислой"(акция по выселению украинцев в 1947 году и ликвидации ОУН и УПА в Польше). В 2013 году, когда польский сенат принял резолюцию, признавшую Волынскую резню "этническими чистками с признаками геноцида" и "грубой акцией физического уничтожения поляков, которая проводилась бандеровской фракцией Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армией, западноукраинские радикалы из печально известной партии "Свобода" угрожали сорвать визит тогдашнего президента Бронислава Коморовского на памятные мероприятия в Луцк. По их мнению, его целью было "унизить украинцев, которые боролись за независимость на своей собственной земле, и показать их убийцами", а резолюцию польского сената они назвали "неоимперской". Коморовский все же приехал и был озадачен отсутствием на памятных мероприятиях украинского президента. Тем не менее при Януковиче и Кучме поляки и украинцы предпринимали попытки к примирению и выступали с совместными декларациями на этот счет.
После вооруженного переворота в Киеве в 2014 году риторика резко изменилась, дав полную свободу бандеровскому мракобесию на всех уровнях. И поляки, несмотря на необходимость соблюдать в украинском вопросе общую позицию Европы - антироссийскую, не могли спокойно смотреть на то, как их неупокоенные предки переворачиваются в своих братских могилах.
Недавно польская газета Rzeczpospolita опубликовала интервью с вице-премьером Украины по евроинтеграции Иванной Климпуш-Цинцадзе, дед которой, Дмитрий Климпуш, был ближайшим соратником Романа Шухевича. На вопросы польского журналиста чиновница отвечала уклончиво, а когда он попытался вывести ее на прямые ответы, дала понять, что Украина также ждет от Польши извинений и покаяния: "Сегодняшние президенты, Дуда и Порошенко, должны включиться в процесс примирения. Он должен быть двусторонним: нужно прощать и просить о прощении".
"То есть вы не уверены, была ли на самом деле Волынская резня?" - удивился журналист. "Об этом не следует разговаривать с политиками, это безответственно. Нам следует созвать комиссию, состоящую из независимых историков, чтобы установить правду", - заявила Климпуш-Цинцадзе. Что же это за правда, которую нужно искать, когда все документы, свидетельские показания и материальные улики давно собраны и оформлены, а имена убитых и пропавших без вести сочтены?
Ответ дал, возможно, министр обороны Польши Антоний Мацеревич, который фактически обвинил Россию в том, что она "дала толчок" Волынской резне. Якобы именно СССР использовал националистов во время войны в своих целях и, так сказать, опосредованно натравил радикалов на польские деревни.
Однако заявления Мацеревича отдают популизмом и вряд ли повлияют на реальное положение дел, по крайней мере 19 июля никто не собирается обвинять в Волынской резне СССР.
Практически полный текст резолюции, которую принял польский сенат, выглядит так: "На июль 2016 выпадает 73-я годовщина апогея волны злодеяний, которые на Восточных кресах II Речи Посполитой совершили Организация украинских националистов (ОУН) и Украинская повстанческая армия (УПА), а также подразделение СС "Галичина" и украинские коллаборационистские подразделения. В результате геноцида в 1939-1945 годах было убито свыше 100 тысяч граждан II Речи Посполитой. Точное их количество по сей день неизвестно, а многие из них до настоящего времени не были достойно погребены, и их память не была почтена...Сенат Республики Польша чтит память граждан II Речи Посполитой зверски убитых украинскими националистами...Сенат Республики Польша выражает уважение и благодарность тем украинцам, которые, рискуя своей жизнью, спасали поляков... Жертвы преступлений, совершенных в 1940-е годы украинскими националистами, до настоящего времени не были надлежащим образом увековечены, а массовые убийства не были названы - в соответствии с исторической правдой - геноцидом. Сенат Республики Польша настаивает, чтобы сейм Республики Польша объявил день 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан II Речи Посполитой".
После принятия резолюции польским сеймом можно прогнозировать очередной виток обострения польско-украинских разногласий и резкое охлаждение в отношениях. Это может повлиять и на дальнейшие попытки Украины сблизиться с Европой, поскольку европейская интеграция Киева идет как раз через двусторонние проекты с Польшей. Да и для попадания в НАТО (Порошенко уже подал в Верховную раду запрос о снятии внеблокового статуса Украины) нужно одобрение всех членов альянса.
На благоразумие обеих сторон рассчитывать не приходится. Единственное, что следует сделать нам - помолиться о душах несчастных, которые не могут найти достойного упокоения из-за политических амбиций двух стран.
Подписывайтесь на канал Царьград в Telegram, чтобы первыми узнавать о важнейших событиях дня