Свидетелей отправляют на смерть – и вопрос закрыт: Беспредел командиров-самодуров на СВО. Срочно нужен Смерш
Самое отвратительное явление на СВО – это когда командир пускает "в расход" людей или вымогает деньги. То есть с одной стороны напирает враг, а с другой – офицер, которому, как в той пословице, "Кому – война, кому мать родна". Волонтёры и общественники бьют тревогу: на таких беспредельщиков в погонах тяжело найти управу. Система контроля за нарушениями в зоне СВО оставляет желать лучшего. Например, свидетелей преступлений могут просто отправить на смертельное задание – и всё. А у надзорных органов: прокуратуры, ВСО и ДВКР – нет реальных рычагов влияния на командиров, особенно на передовой.
Военный волонтёр, военкор Александр Матюшин приводит в пример, увы, типичный случай. Его товарищ служил в роте с командиром-вымогателем. На всё была своя такса: планируешь уйти в отпуск – плати 100 тысяч рублей, не хочешь на боевое задание – снова отстёгивай. Кроме того, каждый боец должен был скидываться по 15-20 тысяч на какие-то бесконечные "сборы" – от РЭБов до беспилотников. При этом деньги оседали в бездонных карманах командира, никто за них не отчитывался, а новые дроны и комплексы РЭБ так и оставались в мечтах.
Собраться с боевыми товарищами и дать отпор такому начальнику тоже нельзя – это сразу бунт в части со всеми вытекающими последствиями. Есть риск сесть на приличный срок. Боец говорил, что многие опасались писать и заявления в военную полицию и прокуратуру, поскольку считали: это себе дороже. Следователи могут так и не доехать до части, свидетелей запугают, дело развалится, а правдорубы отправятся в штурм – даже если они операторы БПЛА.
Я хотел вытащить товарища из этой части, но столкнулся с совершенно странной ситуацией. Несколько дней я искал военную прокуратуру, подключал свои связи, однако реального адреса и телефона так и не нашёл. Все данные в интернете неактуальные,
– поделился информацией в беседе с Царьградом Александр Матюшин.
Белоусов должен об этом узнать: Два комбата внезапно исчезли. "Полк беспощадно стачивают" – тревогу забили жёны и волонтёры
В итоге боец так и остался в этой части, а вскоре получил тяжёлое ранение в одном из штурмов и был комиссован из армии.
Один из последних адресов военной прокуратуры ДНР. Бульвар Пушкина, 9. Телефон не указан. Скриншот: "Яндекс-карты"
Отметим, что в Сети действительно множество адресов военной прокуратуры в Донецке, но большинство телефонов отключены. По данным источника Царьграда, сейчас её функции выполняет надзорное ведомство объединённой группировки войск со штабом в Ростове-на-Дону. Но далеко не все понимают, как оперативно связаться с ним, особенно если ты воюешь на "передке".
Хочешь жить – плати дань
Проблема командиров-самодуров привлекла особенно пристальное внимание, в том числе общественности, в прошлом году, когда неподалёку от Украинска погибли два талантливых оператора дронов – Дмитрий Лысаковский и Сергей Грицай, более известные под позывными "Гудвин" и "Эрнест". Буквально за пару дней до гибели они записали пронзительное видео, в котором обвинили своего комполка в том, что он специально бросает их на верную смерть.
"Путин в курсе": Как гибель "Гудвина" и "Эрнеста" изменит ситуацию на фронте
Бывшие подчинённые обвиняли командира в самоуправстве, распространении наркотиков, а его жену и её сестру, которые занимаются волонтёрской работой, – в краже гуманитарки. Но следственная проверка результатов не принесла. Вернее, официально их никто не озвучивал.
"Эрнест" и "Гудвин" на кадрах предсмертного видео. Скриншот: видео из социальных сетей
При этом по неофициальным каналам озвучивалось, что командир действовал "в рамках своих полномочий". Якобы бойцов обоснованно отправили в штурм, поскольку они числились снайперами, а специальности "оператор БПЛА" на тот момент в Российской армии вообще не существовало. В итоге полковник благополучно командует до сих пор, а его родственники – жена с сестрой – судятся с военкорами.
Скриншот: ТГ-канал Романа Сапонькова
К сожалению, аналогичных историй много. Можно вспомнить чудовищное видео из военной части №55115, дислоцированной в Тыве. На кадрах, облетевших интернет, молодчик в форме сотрудника военной полиции жестоко избивает двух недолеченных штурмовиков 55-й мотострелковой бригады, которые едва стоят на ногах. Их силой вынуждали согласиться на возвращение на фронт. Когда следователи начали копать эту тему, вскрылись и другие преступления, связанные с бандой комбата с позывным "Каша".
Чаще всего "Каша" и его приближённые проводили время не на ЛБС, а на малине в Донецке. Фото: социальные сети
Он – бывший заключённый. Вместе с подельниками они организовали настоящую ОПГ в рядах 55-й бригады мотострелков. Вымогали деньги у бойцов, а особенно обирали раненых, которым выплачивали "путинские" за ранения. Силовики установили, что у этого "Каши" была специальная "Группа В" из сотни бойцов, каждый из которых должен был ежемесячно сдавать в "общак" по 50 тысяч рублей. Тех, кто отказывался, бросали в созданную ими же тюрьму для штрафников в ЛНР. Рядом с этой импровизированной колонией-казематом их и накрыл спецназ. Кстати, при задержании у "кашинского централа" стоял белый Lexus стоимостью 6 млн рублей.
"Шестерых уже откопали": "Крыша" командира "по понятиям" оказалась бессильна. "Каша" возвращается всерьёз и надолго
По словам общественников, можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкиваются бойцы, если им не повезло попасть в подчинение командиру-вымогателю или садисту:
- надзорные органы (прокуратура, ВСО, ДВКР) не всегда могут эффективно работать на передовой;
- дела нередко разваливаются из-за отсутствия свидетелей – их либо запугивают, либо отправляют на боевое задание с весьма печальными перспективами;
- некоторые офицеры покрывают преступников под предлогом "некому воевать";
- есть данные (впрочем, требующие подтверждения), что командиры просто игнорируют требования органов прокуратуры.
Не бояться говорить правду
Однако, по словам военного адвоката Максима Гребенюка, основная проблема заключается в том, что и сами бойцы не могут (или не умеют) отстаивать свои права. Этим пользуются беспредельщики в погонах. Хотя если жаловаться, шанс наказать "оборотня" есть. В беседе с Царьградом адвокат подчеркнул: командиры всё равно боятся следователей, прокуроров и ФСБ.
Эксперт привёл в пример историю 36-летнего кубанца, который в мае 2024-го подписал контракт и отправился на СВО. Вскоре у него начался конфликт с командиром. По словам супруги солдата Александры Х., тот давил на её мужа и в худших традициях рэкета 90-х стал вымогать миллион рублей под надуманными предлогами: "Не заплатишь – отправишься в штурмовики с билетом в один конец". Краснодарец платить отказался – и вскоре действительно уже атаковал украинские опорные пункты в лесопосадке. В одном из боёв получил ранение: его буквально нашпиговало осколками. Их вытаскивали из рук, ног, лёгких – многие так и остались в теле. Но даже после этого беды бойца не прекратились.
Максим Гребенюк рассказывает: однажды в медроту, где лечился раненый, наведались "старые знакомые" солдата вместе с сотрудниками военной полиции. Бойца, ещё не отошедшего после встречи с вражеской "птичкой", обвинили в краже телефона и превратили его жизнь в ад.
Из материалов уголовного дела. Есть в распоряжении Царьграда
По словам защитника и супруги бойца, кубанца пристегнули наручниками к гире, ежедневно избивали и сломали ему пальцы. Тело военного, отправившегося защищать Родину, превратилось в сплошной тёмно-бурый синяк. Жена солдата уверена: если бы не юристы и огласка, её мужа рано или поздно "пустили бы в расход". Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело, обвиняемые находятся под следствием.
Раненый боец, прикованный к гире. Фото предоставлено Царьграду
В такой ситуации нужно обращаться к грамотным адвокатам и заявлять о преступлении установленным порядком. Если есть возможность – обязательно предавать дело огласке через блогеров и журналистов. У нас немало дел возбуждено по заявлениям военнослужащих на командование. Добиться справедливости возможно,
– отметил Гребенюк в беседе с Царьградом.
Что с того?
К сожалению, издевательства и поборы – явление в армии распространённое. Конечно, часть фактов, которыми кишит интернет, на деле не подтверждается. Тут и работа ЦИПсО, и откровенное враньё или преувеличение со стороны некоторых военных. Но реальных случаев тоже немало.
На этом фоне всё чаще звучат предложения о создании аналога Смерша – структуры с чрезвычайными полномочиями. Такая система эффективно работала во время Великой Отечественной войны и была залогом дисциплины. Невозможно представить, чтобы в те годы командир поставил на поток поборы с подчинённых. Правда, как показывают уголовные дела против сотрудников военной полиции, нет гарантии, что в гипотетический "новый Смерш" не прорвутся такие же садисты и коррупционеры.
В качестве временной меры общественники и юристы рекомендуют создать хотя бы чат-бот или горячую линию, через которую любой боец сможет гарантированно сообщить о командирском беспределе.
Другие материалы о коррупции и беспределе в армии читайте ЗДЕСЬ
Ждём вашей обратной связи – КОММЕНТИРУЙТЕ И ВЫСКАЗЫВАЙТЕ свою точку зрения на события, о которых мы вам рассказываем!
Не пропустите новые расследования "Первого русского":