Новый виток борьбы за трезвость: Цели определены, программы нет
Выступая на совещании по воплощению в жизнь национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что важнейшей стратегической задачей развития и сохранения нашей страны остаётся увеличение продолжительности жизни мужчин. В первую очередь — за счёт снижения смертности от алкоголизма
На сегодняшний день статистические показатели мужской смертности выглядят неутешительно: они составляют 735,7 человека на 100 тысяч населения. Госпожа министр подчеркнула, что пока мы очень сильно отстаём в этом плане от Западной Европы, где на 100 тысяч человек умирает не больше 200–230 в год.
Через пять лет Минздрав планирует снизить мужскую смертность до 530 человек на 100 тысяч в год, и это будет ещё только половина пути.
При этом, по словам Вероники Скворцовой, самой уязвимой возрастной категорией в стране являются люди 45-55 лет:
У нас уже сейчас те, кто доживают до 55 лет, живут в среднем 79. Таким образом, основные наши потери — до 55 лет, максимально они (проблемы со здоровьем) накоплены после 45–50 лет. Это десятилетие — от 50 до 60 — выбивает огромное количество людей, это возраст, когда мы особенно бережно будем относиться и к мужчинам, и к женщинам.
Напомним, что средняя продолжительность жизни в России по итогам 2018 года составила 73 года и один месяц.
Главная причина смерти — алкоголь
Скворцова особо отметила, что в трудоспособном возрасте мужчины в России умирают в 3,5 раза чаще, чем женщины. Причем в 70% этих смертей виноват алкоголь. Она подчеркнула, что стране нужно вести борьбу за трезвую жизнь, причём начинать её надо в молодости, с 14 до 25 лет, когда только формируются привычки и уклад жизни.
Спасти «рядового» пьяницу: Нужно ли снова открывать вытрезвители
Однако никакой целостной программы пока Минздрав не предлагает и, видимо, предложить не может.
О чём умолчала госпожа Скворцова?
В силу общепринятой извращённой политкорректности министр умолчала ещё об одной важнейшей проблеме, связанной с ранней мужской смертностью. Самые высокие и опасные цифры по злоупотреблению крепким алкоголем мы видим в регионах страны с традиционно русским населением. Там же распространены по преимуществу и суррогаты, и фальсифицированные алкогольные напитки, которые ежегодно уносят тысячи жизней. Так что, при прочих равных, во главе угла стоит борьба за продолжительность жизни и дееспособность именно русских мужчин, и для будущего России именно она имеет судьбоносное значение.
Фото: www.globallookpress.com
История борьбы с алкоголизмом
Россия имеет достаточно широкий и разнообразный опыт проведения антиалкогольных кампаний, о котором надо знать хотя бы для того, чтобы помнить имена подвижников и не повторить ошибок прошлого.
На памяти среднего и старшего поколений — знаменитая горбачёвская «борьба за трезвость». Тогда в рамках советской системы чиновники явно переусердствовали, государство лишилось денег, был спровоцирован экономический кризис, но ни к чему, кроме многочасовых очередей за алкоголем, вырубке ценнейших виноградников и множеству смертей от суррогатов, эта эпопея не привела.
Движение за трезвость в Российской империи
Куда менее известно движение за народную трезвость, имевшее место в Российской империи в конце XIX — начале ХХ века.
Почему России нужен новый «сухой закон»
Тогда оно началось скорее снизу, а не сверху. Во многих сёлах, как, например, в Сине-Тулице Тульского уезда, сельские общества объявили шинкарям, торговавшим спиртным в обход казённой монополии, настоящую войну. На сходах крестьян обязывали сдавать иноверцев-шинкарей в руки полиции, а за пользование их услугами могли оштрафовать на рубль и заключить под стражу на двое суток.
Неоценимую роль в движении за трезвость сыграла Русская Православная Церковь. Из почти двух тысяч обществ трезвости, существовавших в Российской империи в начале 1910-х годов, 95% были образованы при церковных приходах. В те дни движение объединяло около полумиллиона человек. Крупнейшие общества трезвости — Александро-Невское в Петербурге или Казанское в Татарстане — насчитывали десятки тысяч членов. Общества занимались просветительской работой, организовывали столовые, чайные. Это было широкое движение, объединившее всю страну. В 1913 году Синод объявил 29 августа национальным днём борьбы с пьянством. В этот день должны были собираться пожертвования, проводиться специальные благотворительные мероприятия, направленные на излечение страдавших от алкоголизма и решившихся бросить пить.
С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека — это каждый внимательный может ощущать. Вот причина, почему с возрастающим пьянством так страшно усиливается наклонность к пьянству (оттого, что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, — у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвою и постом. Входит враг оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся, — естественно, что и выйти он из них может от противоположных причин: поста и молитвы,
— говорил в те дни праведный Иоанн Кронштадтский.
К сожалению, большая работа была прервана с началом Первой мировой войны. И хотя в июле 1914 года император Николай II фактически ввёл сухой закон, распорядившись закрыть все государственные питейные заведения, война и последовавшая за ней революция 1917 года погубили начатое дело.
Фото: Namning/shutterstock.com
И сегодня любые инициативы и планы чиновников по борьбе с алкоголизмом будут бесполезны, если искать опору только в сухих цифрах экономико-статистических расчётов и разрозненных запретительных мерах. Чтобы добиться реального перелома ситуации, необходимо прежде всего опираться на самих людей, на их готовность меняться и менять общественную жизнь рядом с собой, в своём ближайшем окружении. Без такой социальной политики, без ощутимой поддержки здоровых сил в русском народе все, даже самые далекоидущие планы чиновников будут обречены на провал.