Надежды на ускоренный рост нет. Министр раскритиковал политику Набиуллиной
Министр экономического развития России Максим Решетников раскритиковал дальнейшее повышение Центробанком ключевой ставки. По его мнению, это приведёт к замедлению темпов роста экономики. Угроза, действительно, является более чем серьёзной.
Министр экономического развития России Максим Решетников назвал угрозой росту экономики дальнейшее ужесточение Центробанком денежно-кредитной политики (ДКП). Другими словами, дальнейшее повышение ключевой ставки.
Снижение инфляции и снижение роста
Только в 2021 году ведомство Набиуллиной повысило это значение сразу на 2,5%. Если в марте ключевая ставка была равна 4,25%, то сейчас – 6,75%.
Инфографика: телеканал Царьград
Министерство экономического развития прогнозирует, что в следующем году рост ВВП составит 3%. Если смотреть на показатели последних докризисных лет (2015-2019), то тогда средний рост экономики равнялся 1%. Казалось бы, увеличение этого значения в три раза является достижением. Тем не менее подобного всё равно недостаточно для выполнения поручения Путина по обеспечению роста экономики темпами не ниже среднемировых. В 2022 году, согласно прогнозу МВФ, мировой ВВП вырастет на 4,9%. Согласимся, разница между тремя и пятью огромна.
Решетников абсолютно правильно говорит, что при продолжающейся политике Центробанка на ужесточение ДКП потенциал России – 3% роста. С ним согласна и Эльвира Набиуллина, которая буквально на прошлой неделе заявила следующее:
Мы прогнозируем, что с учётом запланированных структурных мер правительства устойчивые темпы роста, которые не будут создавать избыточного инфляционного давления, составят 2-3%.
Ключевой тезис здесь следующий: "не будут создавать избыточного инфляционного давления". Это всё, что нужно знать о политике ЦБ, который готов пожертвовать ростом экономики ради борьбы с инфляцией.
В результате у нас складывается ситуация, при которой правительство сковано в своих действиях. При всём желании оно не способно добиться темпов роста ВВП выше 3%. Для этого нужна смена политики Центробанка, о чём практически в открытую говорит Решетников.
Что нужно делать?
Когда Набиуллина говорит об инфляции, она имеет в виду, что более мягкая ДКП приведёт к росту ничем не обеспеченной денежной массы. То есть произойдёт тот самый "перегрев экономики" (кошмар либералов).
Однако никто не говорит о том, что нужно безосновательно увеличивать денежную массу только ради её роста. Здесь же стоит заметить, что уровень монетизации отечественной экономики является одним из самых низких в мире и составляет всего лишь 52% от ВВП. В это же время в Германии этот уровень равен 70%, в США – 100%, в Китае – 200%. Несмотря на то что данный факт является скорее негативным, в то же время он предоставляет финансовым властям страны огромное преимущество.
Центробанк, говоря простыми словами, может напечатать определённую часть рублей для опережающего финансирования наиболее перспективных отраслей экономики. Например, проекты в области импортозамещения. Они практически никак не влияют на спрос, но расширяют предложение отечественной продукции, вытесняя импорт.
В результате растёт ВВП, появляются новые рабочие места, увеличивается положительное сальдо торгового баланса, а баланс спроса и предложения практически не меняется, что автоматически исключает риски инфляции. При этом пропорционально росту ВВП Центробанк обязан увеличивать денежную массу. То есть эти деньги он всё равно напечатает, но потом, когда проект будет реализован. Так почему же не провести ограниченную эмиссию заранее, дав экономике в долг? Так поступают многие страны, включая Китай.
Однако системные либералы Центробанка так работать не привыкли. Они соблюдают устаревшие ещё в конце XX века законы монетаризма, согласно которым в первую очередь необходимо обеспечивать макроэкономическую стабильность. А значит, гасить даже минимально возможное увеличение инфляции. В том числе жертвуя ростом экономики.