"А четвёртому не бывать": Русская идея давно найдена, это – Третий Рим
В древнем Пскове – одном из городов, "откуда есть пошла Земля Русская", проходит очень важная международная научная конференция "Москва – Третий Рим". Событие посвящено 500-летию посланий старца псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монаха Филофея, не просто на века, а навсегда определившего главную русскую идею и миссию Государства Российского.
"Москва – Елизарово"
Если отъехать на 30 километров к северу от Пскова в сторону Гдова, попадёшь в маленькое село Елизарово. Согласно последней переписи населения, в нём проживают всего 22 человека. Плюс летние дачники. Словом, это одна из многочисленных "бесперспективных деревень", обречённых на вымирание ещё в поздние советские десятилетия.
И уже очень скоро вполне можно бы было забыть об этом месте, если бы не его святыня: Спасо-Елеазаровский монастырь, возрождённый практически из небытия в первые годы нового тысячелетия.
У стен Псковского Крома (Кремля). ФОТО: MUSEUMPSKOV.RU
Во многом стараниями приснопамятной игумении Елисаветы (Беляевой), упокоившейся в 2010 году. Матушка сделала для обители не просто очень много, а всё, что могла. И в том числе возродила память о монастыре как месте рождения самой главной русской идеи – концепции "Москва – Третий Рим". Если совсем коротко, заключающейся в следующем.
Согласно православному вероучению наш земной мир рано или поздно закончится. Времён и сроков этого "Конца света" мы не знаем, но своими грехами приближаем воцарение абсолютного зла, олицетворением которого станет антихрист. Однако мы вполне способны отдалить эту участь. Так, по тем же апокалиптическим пророчествам, антихрист сможет воцариться только тогда, когда в мире не останется Удерживающего – по-гречески "Катехона". Так, во 2-м Послании апостола Павла к Фессалоникийцам сказано:
Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь.
По толкованию Святителя Иоанна Златоуста, разделяемого многими отцами Церкви, в раннехристианское время Удерживающим была Римская Империя. Божественным Промыслом она ещё до принятия христианства в качестве государственной религии препятствовала разгулу мирового зла и анархии силой государственного закона. После падения Первого Рима его миссию перенял Рим Новый – Константинополь. Сегодня же преемницей Римской Империи является Россия. Прямая наследница Ромейского Царства, более известного как Византийская Империя.
Идея Москвы как Третьего Рима впервые чётко была сформулирована около 1523–1524 годов в одном из письменных посланий старца псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монаха Филофея:
Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти.
Старец Филофей, автор концепции "Москва – Третий Рим". Фото: Царьград
Фраза в переводе не нуждается. Основной смысл понятен: именно Россия как последняя православная держава удерживает весь мир от падения во зло. Но для того чтобы понять исторический контекст этой идеи и показать её не просто актуальность, а вечность, необходим её научный анализ. Разумеется, исходя не из инструментария далёкой от христианских смыслов позитивистской науки, а анализ комплексный, включая богословский.
Так, ещё в начале нулевых стараниями игумении Елисаветы в Спасо-Елеазаровской обители возникла традиция проведения международных научных конференций на "третьеримскую" тему. После кончины матушки повисла долгая пауза. И теперь традиция возобновлена при участии целого ряда церковных, государственных и общественных структур. Включая входящий в нашу большую "цареградскую" семью Центр палеоэтнологических исследований, чей учредитель Константин Малофеев в 2023 году стал ключевым докладчиком конференции.
Идея Третьего Рима – это Русский Крест
Конференция 2023 года открылась в соответствии с исконной русской традицией: богослужением. Божественную литургию в святых стенах Спасо-Елиазаровской обители возглавил лично митрополит Псковский и Порховский Тихон.
Божественную литургию в святых стенах Спасо-Елиазаровской обители возглавил лично митрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Царьград
По завершении исполнив благословение Святейшего Патриарха Кирилла: наградив орденом святого благоверного Князя Александра Невского 1-й степени главного редактора газеты "Завтра" Александра Андреевича Проханова. Особо отметив вклад старейшины русского патриотического движения:
Радостно видеть, что такой человек, долгие годы отстаивающий честь и историческую правду России, сегодня среди нас. Александр Андреевич, помощи вам Божией, здоровья, долгих лет жизни! Вы нам очень и очень нужны.
Приветствуя же участников конференции, владыка Тихон подчеркнул очень важный аспект самой концепции "Москва – Третий Рим": "Идея Третьего Рима – это Крест, это ответственность за нашу веру в Господа Иисуса Христа. В первую очередь. И в исполнение этой веры. На деле, в жизни". Эти слова созвучны мыслям замечательного русского историка – приснопамятного Николая Николаевича Лисового (1946–2019), который в беседе с автором этих строк в своём последнем интервью Первому русского телеканалу Царьград сказал:
Когда старец Филофей сказал, что "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать", это было не горделивым лозунгом, мол, "мы – самые лучшие и самые высшие". Смысл этого был иным: ребята, мы – последний окоп, отступать некуда, если нас не станет, то и Православия не станет...
Собственно, именно идея Третьего Рима как Русского Креста прошла красной нитью через многие доклады конференции. Никакой гордыни в этой идее и не было, и нет. Поскольку в первую очередь это идея духовная, а не политическая. Но при этом имеющая и чёткое юридическое основание. Чему и был посвящён доклад Константина Малофеева, выступившего на Псковской конференции не только как православный мыслитель и публицист, но и как профессиональный юрист, историк права.
Доклад Константина Малофеева на Псковской конференции. Фото: Царьград
Но прежде чем изложить ключевые тезисы его доклада, хотелось бы упомянуть несколько других выступлений, которые отметил учредитель Царьграда. Это, в частности, идеи, представленные философом Александром Дугиным. Он говорил о Третьем Риме как о главной русской идее в её историческом развитии, а точнее – существовании, бытии.
Доктор исторических наук, профессор Наталия Таньшина в своём выступлении говорила об образе России как вечной Империи с позиции западных учёных. Интересен был и доклад доктора исторических наук Дины Аманжоловой "Имперский дискурс о России, "деколониальный поворот" и концепт неоколониализма в современной зарубежной историографии". Профессор из ЛНР Виталий Даренский выступил с докладом "Учение о Москве – Третьем Риме как основе возрождения русского исторического сознания". Кроме того, своими мыслями поделился один из ведущих московских архитекторов Марк Гурари, представив доклад "Образ Москвы – Третьего Рима в природно-градостроительной композиции столицы".
Эти и многие другие доклады позже будут опубликованы в том числе на официальном сайте Международной научной конференции "Москва – Третий Рим".
Translatio Imperii – не красивый образ, а юридический факт
Как отметил учредитель Царьграда, в ходе конференции многие остановились на историософском, духовном и политическом смыслах этой идеи. Но ранее никто не останавливался на его юридических аспектах. И Константин Малофеев восполнил это упущение. Показав в своём докладе, что Translatio Imperii от древних Царств к Первому Риму, а затем к Ромейскому и, наконец, Московскому Царствам – не красивый образ, а юридический факт:
Вечная монархия, укоренённая в пророчествах Книги Даниила и связанная с представлением о нерушимости Римской власти, существовала не только как духовный или исторический, но и как юридический факт. Этот юридический факт опирался на цепочку юридических решений и прецедентов, протянувшихся на многие тысячелетия.
Так, переход от Первого Рима ко Второму, Новому Риму (Царьграду – Константинополю) был юридически закреплён эдиктом Императора Константина Великого и канонами Вселенских соборов. А оформление перехода Империи от Ромейского Царства к Третьему Риму – России, состоявшееся по факту превращения России в единственное Православное Царство, было закреплено каноническим признанием Константинопольскими Патриархами. Несмотря на сегодняшние действия стамбульского Фанара, Константинопольские Патриархи в XVI веке признали значение России как единственного Православного Царства и титула его Царя. А также учреждением в Царствующем граде Москве Патриаршего престола.
Кроме того, Царь Иван Грозный не случайно обосновывал, что является не только духовным, но прямым наследником Римских Императоров. Это было именно юридическим подтверждением его прав на Царское достоинство. Переименование же Российского Царства в Империю при Петре I ничего не изменило, но стало секуляризованной версией учения о России как о Третьем Риме. К тому времени наша страна уже давно была Империей. И сохранила свою Имперскую сущность даже после 1917 года.
Вечная идея Третьего Рима
Другим важнейшим докладом пленарного заседания конференции "Москва – Третий Рим" стало выступление директора Института Царьграда профессора Александра Дугина.
Выступление директора Института Царьграда профессора Александра Дугина. Фото: Царьград
Известный философ, политолог и социолог раскрыл содержание "третьеримской" концепции именно как идеи в изначальном, философском смысле этого слова. Того, что "Москва – Третий Рим" – не просто чья-то мысль или политическая концепция, а идея как сформулированная основа русского бытия, не гипотеза, а факт бытия. Более того:
Идея "Москва – Третий Рим" – ключ и код к русской и вселенской истории.
При этом профессор Дугин подробно рассказал предысторию концепции, в частности, что одно время православные болгары претендовали на роль Третьего Рима. Но в итоге поднялось, укрепилось, освободилось и сохранило Православие именно Московское Царство. После чего идея "Москва – Третий Рим" даже без формальной кодификации стала официальной идеологией России.
Оставаясь таковой до церковного раскола второй половины XVII века, после чего подспудно сохранялась в старообрядчестве, сохранившем эту идею в отрыве от государства с его сначала церковными, а потом и политическими западническими реформами. И, несмотря на эти реформы, сама Российская Империя оставалась Третьим Римом, как бы это ни было далеко от самих реформаторов.
И только русские славянофилы XIX века начали возрождать эту идею и вообще исконно русскую традицию. Пиком этого возрождения стали времена царствования Императоров Александра III и Николая II. Февральский революционный переворот фактически был направлен против утверждения в Российской Империи идеи Третьего Рима. Но, как уже было сказано, даже после 1917 года наша страна парадоксальным образом сохранила миссию Катехона.
Что с того?
Сегодня в условиях СВО идея "Москва – Третий Рим" переживает новый этап своего исторического существования (именно существования, а не развития, поскольку сама идея вечна и незыблема). Власть всё больше задумывается об идеологии. Даже в официальных заявлениях Запад всё чаще признаётся "цивилизацией антихриста". Так, западную идеологию Владимир Путин лично назвал "религией наоборот", сравнив с сатанизмом.
Таким образом, власть поворачивается лицом к идее "Москва – Третий Рим". И дело как участников одноимённой научной конференции, так и всех экспертов Всемирного Русского Народного Собора, Общества "Царьград", Первого русского телеканала и других церковно-общественных структур – актуализировать эту идею. Не изменить её под реалии XXI века, а применить так, чтобы сам современный мир изменился под неё.
Собственно, других вариантов у нас нет. Перефразируя знаменитое изречение времён Великой Отечественной войны: "Отступать некуда – позади Третий Рим!".