Трамп убивает импортозамещение России: Нас накроет поток товаров из Китая?
Два геополитических монстра нашей планеты — США и Китай вступили в отчаянное тарифное противоборство. Казалось бы, пусть себе забавляются, но чем это чревато для нас? Появляются опасения, что, лишившись американского рынка, Пекин направит поток своего ширпотреба на нашу страну, которая только-только начала под санкциями возрождать собственное производство. И опасения эти отнюдь не беспочвенны.
Трамп взял дракона за усы
В Пекине встревожены не на шутку — ещё бы, последние десятилетия эта страна умудрялась поставлять в США широчайший ассортимент товаров, включая джинсы — те самые, что во всём мире принято ассоциировать с американским образом жизни.
И тут такое!
Трамп начал играть на повышение — повышение напряжённости между его страной и Пекином, тарифных пошлин. Поначалу речь шла о 10% пошлинах на все ввозимые в США китайские товары, затем о 54%. Далее, в ответ на введённые Китаем ответные 34% ставки выросли до 104%, а когда уязвленная китайская сторона назначила свои 84%, Белый дом поднял ставку до 125%! Оцените размах!
Теперь Трамп сдал назад на 90 дней, дескать, повременит с пошлинами для всех стран… но не для Китая. Здесь всё по-прежнему.
Законные права китайского народа на развитие нельзя отнять, суверенитет, безопасность и интересы развития Китая не допускают посягательств. Мы и впредь будем принимать решительные и эффективные меры для защиты своих законных прав и интересов,
— заявил в ответ спикер МИД КНР Линь Цзянь.
Но что реально могут в Пекине? Вот статистика 2024 года: экспорт из КНР в США составил 524,6 млрд долларов, а импорт — 163,6 млрд. То есть китайская сторона ввозила в Америку в три раза больше, чем получала.
И кто от кого в итоге зависит?
В США рассчитывают, что в течение трёх месяцев это спровоцирует хотя бы частичный выход мирового производства из Китая. Для Трампа лучше, чтобы производство из Китая уходило в США, но это не так уж и важно куда, главное — из Китая… Правда, в таких случаях всегда есть вероятность того, что сам охотник окажется жертвой, особенно с учётом тесной взаимосвязи экономик США и Китая, и игру Трамп затеял очень рискованную. Но сам он явно считает, что иного выхода больше нет, потому что потом за Китаем будет не угнаться. До 30% всего мирового производства уже контролируется Пекином, а что касается создаваемой добавленной стоимости, то до тарифов Трампа ожидалось, что 45% её к 2030 году будут оседать в Китае,
— прокомментировал ситуацию блогер, экс-депутат Верховной рады Олег Царёв.
Президент США идёт ва-банк, чтобы устранить главного конкурента. Фото: plavi011/Shutterstock.com
В ответ Китай пожаловался в ВТО, но там только и смогли, что попенять на то, что пошлинная война Вашингтона и Пекина может обвалить товарооборот двух государств на 80%, затронув цепочки поставок в третьих странах, тем самым ставя мир на грань глобальной рецессии.
В ожидании повторения 1990-х
Понятное дело, что одними жалобами Пекин не ограничится, благо нынче практически нет ни одной точки на карте земного шара, куда не проникли бы китайские торговые эмиссары. Можно предположить, что КНР в итоге перенаправит свои торговые потоки на другие направления: в Юго-Восточную Азию, Африку, Латинскую Америку, Среднюю Азию.
И, конечно же, к своему ближайшему соседу — к нам.
Ранее товарооборот в Россию по некоторым направлениям несколько сдерживали наложенные на нас международные санкции, но в сложившейся экономической ситуации кто теперь будет печься о подобных условностях?
В России на этот счёт появились справедливые опасения о повторении 1990-х годов, когда хлынувший из того же Китая, а также из Южной Кореи, Тайваня и отчасти Японии поток товаров добил и без того дышавшее на ладан постсоветское производство. После этого десятилетия мы не делали ничего сами, предпочитая существовать в парадигме "товары в обмен на ресурсы".
И только возвращение Крыма, а в большей степени начало СВО — благодаря введённым против нас санкциям — дали нам надежду на то, что мы снова научимся делать сами — если не всё, то многое. В режиме осаждённой крепости, добиваясь если не автаркии, то хотя бы действительно суверенной экономики.
И тут такой "подарок" в виде Китая, лишившегося крупнейшего рынка сбыта. Устоит ли перед ними наш чиновник во имя национальных интересов? Зная, какие настроения царят внутри этой страты, тут возникают серьёзные сомнения.
Челноков из Благовещенска больше не будет, но не повторится ли засилье китайских товаров? Фото: Alessio Catelli/Shutterstock.com
Главное, чтобы цену на электричество не подняли
Чтобы подтвердить или развеять опасения, Царьград пообщался с доктором экономических наук, профессором МГУ Владимиром Осиповым.
— Казалось бы, более удобного направления, чем Россия, у Китая при сложившихся обстоятельствах нет…
В.О.: Трамп, вводя пошлины для Китая, конечно же, обрекает Пекин на поиск новых рынков. Я думаю, что в нашу страну китайские товары вполне себе могут пойти, это совершенно точно. И тут есть один плюс: Китай дифференцирует свои товары в зависимости от того, на какой рынок идёт, подстраиваясь под его стандарты. И если он будет целенаправленно поставлять к нам товары, которые ранее поставлял в США, то это будет неплохо, потому что товары пойдут к нам более качественные. Американский рынок для Китая закрылся, а товар нужно куда-то сбывать. И спрос при этом, естественно, сокращается. При сокращении спроса происходит и снижение цены.
— Ну, в инвазии качественного и относительно дешёвого импорта ничего хорошего для нашего производства нет.
— Начнём с того, что наш рынок в достаточной мере защищён. Президент неоднократно говорил о том, что отечественного товаропроизводителя мы должны защищать, поэтому те отрасли, в которых мы преуспели за три года, я не думаю, что мы их снова потеряем, во всяком случае, я уверен, что наше правительство этого не допустит. В целом, я думаю, наш рынок достаточно защищён. Кстати, всё происходящее может быть стратегией Трампа, который подобным образом ссорит нас с Китаем, и если раньше он действовал через Китай, то теперь — через Россию. Китай будет тащить к нам товары свои, а мы будем активно от этого отбиваться и поссоримся. И нам следует немедленно договориться с китайскими партнёрами о том, чтобы этот американский сценарий не был реализован. Не дать "утрамповать" наши экономики.
В завязавшемся противостоянии США и Китая России важно отстаивать собственные интересы. Фото: Mikhael Klimentyev/Globallооkpress
— Ставя во главу угла собственные интересы, а не желание угодить Китаю.
— Снижение цен на нефть создаёт для нас окно возможностей. Дело в том, что энергия становится дешевле, а дешёвая энергия — это путь к конкурентоспособной экономике. То есть, условно говоря, наши товары могут оказаться по качеству ничуть не хуже, чем товар, поставляемый Китаем, и конкурентоспособными по цене. Плюс роботизация производства, связанная с тем, что у нас низкая безработица, а значит, высокая занятость. А учитывая то, что в отношении нас пошлины Трампа не введены, у нас создаётся конкурентное преимущество для поставок своей продукции на рынки США. То есть возможности у нас теперь очень даже хорошие.
— Но санкции-то остаются…
— Если раньше под санкциями была только Россия, то теперь практически весь мир — 186 государств. Для них это шок, а мы уже подготовились. Но при этом я с ужасом смотрю на обсуждение в правительстве планов повышения цен на электроэнергию, причём кратно. Для увеличения генерации. Вот подобное решение может убить позитивный сценарий конкуретоспособности российской экономики. Конечно, генерацию нужно увеличивать. Чем больше энергии, тем она должна быть дешевле, но у нас происходит какая-то странная история: чем больше энергии, тем она дороже…
Что с того?
Очевидно одно: мир находится на пороге очередного перелома. И России тут крайне важно выработать собственную стратегию. Не во имя угождения "уважаемым партнёрам", а только ради возрождения собственной экономики и процветания своего населения.
Подобные кризисы способны как утянуть на дно, так и открыть окно возможностей шире. Умные минуют первое и эффективно пользуются вторым. Осталось только быть умными…